|
|
|
ИССЛЕДОВАНИЕ АСПЕКТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ – БЕРЕМЕННЫЕ С МУЖЬЯМИ
Современный этап развития психологической науки в Казахстане характеризуется актуализацией практической психологии как одного из наиболее важного научно-практического направления. Этому способствует возрастающая потребность различных структур общества и отдельных граждан в практической помощи психологов, психотерапевтов, в получении психологических консультаций и поддержки, в повышении психологической компетентности и информированности в области психологических знаний, а соответственно, и формирования психологической культуры. Социально-психологическое напряжение, которое испытывает человек в период экономической нестабильности, в переходные этапы исторически обусловленных изменений, побуждают его искать различные источники реализации вышеуказанных психологических потребностей. С изменением отношения людей нашего общества к психологии как науке, призванной и способной оказывать реальную практическую помощь, а так же с увеличением количества общедоступной литературы по психологической проблематике и всеобщей “психологизацией” средств массовой информации, психология становится актуальной, значимой и востребованной отраслью. В связи с этим, можно с твердей уверенностью утверждать, что сегодня для казахстанской исследовательской науки особо остро стоит вопрос о развитии консультационных служб, ориентированных на оказание практической психологической помощи. С начала нового тысячелетия в публикациях казахстанских психологов (С.М.Джакупова, Н.К.Сатыбалдиной и др.) все чаще отражается мысль о необходимости развития практической психологии в отечественной науке. И разработка научно-практической и методической базы консультационных психологических служб становится одним из актуальных и приоритетных направлений практической психологии. Вместе с тем, практическая психология, как новая отрасль психологической науки, должна “не только разрабатывать психотехнические и психотерапевтические технологии работы с людьми, нуждающимися в психологической помощи”, но проводить разносторонние научные исследования в данной области для формирования научной теоретико-методологической базы у нас в республике. Широкое внедрение психологии в практику закономерно проводит к развитию тех её областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них приоритетными в консультационной службе психологической помощи остаются психологическое консультирование и психотерапия. Советский период характеризуется развитием только медицинской психотерапии, другие виды психотерапевтических практик были запрещены. В связи с этим, особо следует подчеркнуть, что современный этап развития казахстанской психологической науки характеризуется созданием и формированием своей психологической, психотерапевтической школы, где особого внимания заслуживают исследования в области внемедицинской психотерапевтической практики. В целях охраны здоровья населения в отдельных университетах и медицинских вузах следовало бы открыть группы или отделения готовящих медицинских психологов, расширить участие психологов также в работе лечебных учреждений, приступить к разработке национальной программы психологических исследований здоровья. [1,2,3] Эффективная модель семьи в период беременности. Рождение ребенка не отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь перинатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения. Под перинатальными процессами целесообразнее понимать все происходящее вокруг рождения и связанное с ним. Такой подход позволяет обращать внимание не только на изучение закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, но и мотивов зачатия, психологии беременных, сложных процессов в системах «мать-дитя», «семья, ожидающая ребенка», «семья новорожденного» и др. Общеизвестно, что «беременность для женщины является периодом повышенного риска для соматического и психологического здоровья». Невротические состояния «легкого» регистра встречаются у 30-80% беременных и рожениц. К ним относятся астенические, депрессивные и истерические состояния, неврозы, психосоматические нарушения. В настоящее время в Казахстане на ряду, с решением проблемы гендерного равенства женщин, которой уделяется пристальное внимание последние 5-7 лет и достигнуты значительные результаты. Поднимается также немаловажный вопрос по созданию института отцовства (проводятся круглые столы, семинары, конкурсы на звания «лучший отец» и т.д.). Это может свидетельствовать о необходимости реализации эффективных программ, нацеленных на развитие и повышение грамотности среди мужского населения, связанных с периодом беременности жены и необходимой подготовкой к отцовству. Такие формы психологической готовности родителей к рождению ребенка, давно практикуются и хорошо зарекомендовали себя в ведущих европейских странах. Есть значительные достижения в этой отрасли и в соседней России. В нашей стране направление перинатальной психологии имеет недостаточное развитие. Такое состояние дел обусловлено трудностями и порой невозможностью применения достижений западных технологий в психологической культуре восточного менталитета казахстанского общества. А также незначительная глубина изученности специалистами в отрасли перинатальной психологии, насущных запросов казахстанских семей. Для реализации проявляющегося спроса населения и исходя из современных потребностей казахстанского общества, проведена исследовательская работа, нацеленная на формирование зрелой, адаптивной, здоровой личности в комфортной среде, где матери и отцы, рождают, развивают и воспитывают детей в оптимальной, современной модели семьи, для цивилизованного развития нации в условиях реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. Цель исследования: Повышение психологической грамотности будущих родителей (беременные с мужьями), создание благоприятного климата для развития внутриутробного ребенка в эффективно функционирующей семейной системе, как основы рождения здоровой, адаптивной личности. Создание психокоррекционной программы-тренинга «Райские сады». Задачи: - улучшение стилей взаимодействия в супружеской паре с появлением нового члена семьи; - повышение уровня удовлетворенности браком; - усиление гибкости в семейной адаптации; - расширение возможностей материнской готовности в содержа¬нии, воспитании, формировании внутриутробного ребенка; - обучение навыкам поведения в стилях родительского воспитания. Методы исследования: исследовательский и коррекционный эксперимент; структурированное интервью (анкета); изучение ценностных ориентации личности М.Рокича; тест по семейной адаптации; тест по цветодиагностике, тест «Родительского отношения/ по стилю воспитания»; тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»; тест «Семейная социограмма». Биорезонансная диагностика оценки функционального и эмоционального состояния человека, аппаратом «РОФЭС». Методы статистической обработки результатов. Количество человек, принявших участие в исследовании — 32 (17 женщин в период беременности и их 15 мужей), наблюдавшихся в женской консультации ГККП №4. Средний срок беременности составил 33,9±0,9 недель. Средний возраст составил 28,7±0,9 лет, средний стаж молодой семьи — 3,9±0,4 лет. Таблица 1. Значимость ценностных ориентаций беременных с мужьями экспериментальной и контрольной групп после тренинга, методика М. Рокича Таблица 2. Показатели семейной структуры беременных с мужьями экспериментальной и контрольной групп после тренинга методики FACES Рисунок 1 – Показатели уровня удовлетворенности браком беременных с мужьями (целевая группа) экспериментальной и контрольной подгрупп после тренинга методики FACES-3 Рисунок 2 – Показатели стилистики отношения к детям у беременных с мужьями (целевая группа) методики «Диагностика родительского отношения» Итоги: Таким образом, применение коррекционной, просветительской и профилактической программы «Райские сады» способствовало осознанию приоритетности ценности «семейной счастливой жизни», среднему уровню сбалансированности сплоченности и гибкости, увеличению удовлетворенности браком, снижению противоречий по причине финансовой самостоятельности и отношений с родственниками, формированию принимающего стиля отношения к детям, усиление эмоциональных отношений и близости [6]. Для обеспечения полноты проведения научно-исследовательской работы, был применен приборно-программный комплекс РОФЭС (Регистратор оценки функционального эмоционального состояния). В обследовании принял участие – 41 человек. Средний возраст обследуемых составил – 29 лет. Адаптационный потенциал в среднем выражении составил – 57%. АП – показатель готовности выполнения человеком своих жизнедеятельных функций, характеризующих степень гармоничности структур человека, как баланс его внутреннего состояния – физиологического и психического, на предъявляемые требования окружающей среды. АП – это обобщающая характеристика состояния человека, складывающаяся в результате воздействия стрессогенных факторов окружающей среды. Функциональное состояние человека – это сумма составляющих медицинского (клинического) состояния организма и его прихоэмоционального фона, то есть оценивается динамическое равновесие организма, как живой системы, при изменении условий окружающей среды – «гомеостаз» [4,5]. Таблица 4.Эмоции – это реакция человека на взаимоотношения с окружающей средой, выраженная через возникновение у него ощущений комфортного или дискомфортного состояний. Таблица 5 Вывод: Группа участников в количестве 41 человек по результатам приборного обследования может характеризоваться: - средним показателем для всей группы адаптационного потенциала (баланс физиологического и психического состояния) – 57%, что является удовлетворительным состоянием (АП - от 55 до 69%); - функциональное состояние (динамическое равновесие) среднее для группы – 44% составляет отличное и хорошее, - 36% удовлетворительное, - 20% не удовлетворительное и требующие восстановления; - психоэмоциональный статус обследуемых, средний для группы – 78% равновесное, стабильное состояние, - 5% находятся в пограничном состоянии, - 17% испытывают эмоциональное напряжение [6]. Литература: |
|||||||||||||||||||||||||||||||
© 1997-2014 УНПП "Альтаим" |
Все права на использование аббревиатуры «РОФЭС®» защищены Федеральным законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» ст. 46. Использование товарного знака «РОФЭС®» на сайтах в сети интернет может быть только с ссылкой и обязательным переходом на сайт https://rofes.ru. |