|
|
|
ПРОФИЛАКТИКА МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ ДИСФУНКЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Как известно, чтение является фундаментом образования. Однако за последние 5-6 лет выявилось, что в начальных школах России 10-12 детей в каждом классе имеют серьезные трудности в обучении чтению. Годовое увеличение числа таких детей составляет 3-6%. Это значит, что при сохраняющейся тенденции через 10 лет их число может достичь уровня 30-40%. Массовость легких церебральных нарушений – новая реальность последнего десятилетия в России. Так 32-60% современных детей, ежегодно поступающих в школу, имеют те или иные функциональные нарушения в деятельности мозга. Обучение в рамках традиционной системы школьного образования, не учитывающей изменившиеся психофизиологические особенности учащихся, порождает у них обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации. О растущих масштабах неблагополучия в сфере нервно-психического здоровья детского населения нашей страны говорят, например, следующие факты. За последнее десятилетие частота психических расстройств у детей в возрасте до 10 лет увеличилась на 17%, а у подростков — в 2 раза (Москва, 2001 г.). В целом частота пограничных психических расстройств колеблется от 22 до 71 %, при этом увеличивается и доля тяжелых форм патологии и доля пограничных расстройств (главным образом за счет детей из асоциальных по образу жизни и хронически конфликтных семей и детей, оставшихся без попечения родителей), (Москва, 2001 г.). В результате мы имеем то, что среди юношей призывного возраста 20% признаются непригодными к службе в армии по причине тех или иных психических нарушений (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, 2002). Многие авторы указывают на высокую частоту нервно-психических расстройств в периоде отдаленных последствий черепно-мозговой травмы от 65 % до 90 % и выше (Ю.Я. Бунтов, Л.Н. Губарь, В.И. Колкутин, 1971; А.Т. Тищенко, 1974; Д.Е. Мелехов, 1976). Важно отметить, что при различных подходах исследователи наиболее часто фиксируют психопатологические расстройства в виде: астено-невротической симптоматики, психо-патоподобных и эмоциональных расстройств, а также поздних травматических психозов. Согласно нейропсихологическому обследованию Н.Н. Заваденко, А.С Петрухин с соавторами (2001) пришли к выводам, что школьная дезадаптация имеет место у 31,6% из 537 обследованных детей, в том числе у 42,0% мальчиков и 18,6% девочек. Установленные, на основании неврологического и нейропсихологического анализа, причины школьной дезадаптации, были распределены на четыре основных типа: минимальные мозговые дисфункции (16,5% школьников), неврозы и невротические реакции (8,4%), неврологические заболевания и их последствия (3,0%), психические расстройства (3,7%). Минимальная мозговая дисфункция - это недостаточность развития функций центральной нервной системы резидуально-органической природы, вызывающие нарушения поведения и обучения. Такое определение говорит об очень деликатных нарушениях функционирования центральной нервной системы, каждое из которых в отдельности не является патологическим симптомом, и может отмечаться у здоровых детей, но в совокупности они “выходят” за границы нормы. По международной классификации болезней, разработанной Американской психиатрической ассоциацией, это «дети и подростки с дефицитом внимания в сочетании с гиперактивностью». С позиции психолога данный феномен диагностируется как СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции, то есть очень легкой недостаточности функционирования головного мозга, проявляющаяся в нарушении созревания высших этажей мозговой деятельности. Подобную дисфункцию относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. СДВГ не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать корректировать. Детей с реактивным типом минимально-мозговой дисфункции называют гиперактивными. В основе СДВГ лежит нарушение функционирования коры и подкорковых структур. Синдром характеризуется триадой признаков: гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью. Признак «Гиперактивность», или чрезмерная двигательная расторможенность, является следствием проявлением утомления, как своеобразной формой защиты организма. Признак «Дефицит активного внимания» есть неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности. Признак «Импульсивность» - неспособность «оттормозить» свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение. К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания. Дети и подростки с дефицитом внимания имеют значительные трудности в обучении и проблемы с поведением вследствие различных сочетаний, а так же различной глубины проявления перечисляемых расстройств:
Обычно эти проблемы сочетаются в различных комбинациях, но причина этого лежит в дисбалансе процессов возбуждения и торможения, что приводит к быстрой истощаемости деятельности, и ухудшению в учебе, а также негативно влияют на память, последовательность в выполнении действий, двигательные навыки, речь, сон, настроение. Все это приводит к следующим отклонениям: «феномен соскальзывания взгляда», «феномен кратковременного выключения сознания (в течение 5-20 секунд)» во время урока. На последних уроках, как маркер усталости ребенка, таких выключений сознания может быть 3-5. Вот почему при изложении учителем нового материала такой ребенок полностью перестает понимать новую тему. Совокупность феномена соскальзывания взгляда и кратковременных выключений сознания в результате более медленного созревания головного мозга все большего числа детей дает понимание серьезности и масштаба этой новой проблемы в образовании. Таким образом, если объективно нарастающее число детей, имеющих затруднения в обучении их чтению, является серьезной социальной и медико-психолого-педагогической проблемой, то очевидно, что для ее решения необходимы совместные усилия систем здравоохранения, образования, а также создание специальных социальных программ. В клинической практике диагноз ММД ставится на основании сбора жалоб, данных анамнеза (перинатального и первого года жизни, семейного и социального), клинических проявлений. В беседе с родителями врач выясняет информацию о течении беременности и родов, моторном и психическом развитии малыша на первом году жизни, обращает внимание на становление речи и особенности темперамента. Важны сведения об активности ребенка в течение дня, о проблемах успеваемости и поведения, характере сна, взаимоотношениях с друзьями. Выясняют его положение в семье, отмечают материальный уровень, наличие вредных привычек и кризисных ситуаций у родителей. При клиническом осмотре определяется соматический, неврологический, психологический и психиатрический статус, при необходимости привлекается широкий круг специалистов – логопед-дефектолог, ортопед, педиатр и прочие. Проявления ММД индивидуальны и очень вариабельны в разные возрастные периоды, поэтому психологическое тестирование – неотъемлемая часть общего обследования ребенка. Психолог беседует с родителями, наблюдает за ребенком на приеме, проводит необходимый набор диагностических методик. Важная роль отводится сведениям, полученным от родителей и педагогов с помощью специальных анкет, таких как опросники Коннерса, Ахенбаха и шкала ACTeRS. Тестирование ребенка происходит без присутствия родителей. Всего используется от 10 до 15 методик. Необходимо чередовать тесты, направленные на исследование одной функции, чтобы не спровоцировать утомление или пресыщение. Все обследование длится около 1 часа и укладывается в один сеанс. Особенности выполнения тестов позволяют судить о состоянии зрелости отдельных психических функций ребенка. Основными признаками ММД считаются отклонения в когнитивной сфере, поэтому в первую очередь оцениваются показатели внимания, памяти и мышления. В литературе указывается на наиболее информативные группы тестов, применяемых для обследования детей с ММД в разные возрастные периоды. Для исследования внимания и оперативной памяти применяется тест Тулуз-Пьерона, при оценке слухоречевой и зрительной памяти – методика “Лурия – 90”, интеллекта – методика Векслера, внимания – таблицы Шульте и тест Струпа. Для оценки степени развития школьных навыков и памяти используются соответствующие стандартные методики (Немов Р.С., 1994; Цветкова Л.С., 1998), словесно-логического мышления – тест “Исключение слов”, наглядно-образного мышления – графо-моторная методика “Дом, дерево, человек”. В нейропсихологическое тестирование также включаются пробы на доминантность полушарий и оценка “топически идентифицированных” функций высшей нервной деятельности – праксиса и гнозиса по общепринятым методикам (пробы Хеда, Кооса, фигуры Попельрейтера и пр.). Сведения, полученные психологом при обследовании, позволяют выявить основные нарушения высшей нервной деятельности у ребенка, оценить степень их выраженности, предположить ход развития функциональных отклонений в дальнейшем. Дифференциальная диагностика затруднена из-за большого количества патологических состояний, при которых симптомы ММД выступают в качестве начальных или вторичных проявлений. Опорными моментами в проведении дифференциальной диагностики выступают: отягощенный ранний анамнез, сочетание поведенческих нарушений с “деликатной” патологической неврологической симптоматикой при нарушении социальной адаптации, нормальном интеллектуальном уровне ребенка. Приведённые методы диагностики позволяют определять синдром минимальных мозговых дисфункций с высокой долей вероятности, однако они эффективны только начиная с возраста 7-8 лет, когда он проявляется в явном виде на переходном этапе адаптации ребёнка к новым для него требованиям школьного учебно-воспитательного процесса. Актуальным будет возможность определения риска проявления ММД в раннем возрасте, чтобы подготовить ребёнка к критическому для его психофизиологических механизмов переходу в новую для него систему психо-социального развития. Этому требованию отвечает метод компьютерной диагностики функционального состояния организма на комплексе «РОФЭС» (госреестр медицинских изделий: уд. № 98/219 - 125. Сертификат Соответствия № РОСС RU.ME27.B03460). Метод «РОФЭС-диагностика», реализуемый на аппаратно-программном комплексе электропунктурной диагностики функционального состояния организма, «РОФЭС» ориентирован на выявление дезадаптационного синдрома и позволяет комплексно оценить степень напряжения адаптационных процессов, количественно и качественно охарактеризовать варианты адаптационных нарушений, осуществляет автоматизированное формирование диагностических выводов о состоянии систем жизнедеятельности организма человека. В базу данных комплекса «РОФЭС» включены клинические наблюдения и экспертные заключения специалистов, принадлежащих к различным областям медицины и психологии, которые соприкасаются с проявлениями у человека пограничных психических состояний и с феноменом напряжения реакций общего адаптационного синдрома (ОАС). В основе метода лежит не инвазивная диагностика, основанная на анализе электрофизиологических характеристик с определённых кожных зон организма человека. Результатом длительных исследований с использованием комплекса «РОФЭС», проводимых нами с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены определённые закономерности электрофизиологического портрета ребёнка, соответствующего проявлению синдрома минимальных мозговых дисфункций. Известно, что любым физиологическим нарушениям в организме предшествуют функциональные отклонения, которые являются прогнозом в формировании истории болезни либо проявлении какого-либо синдрома. Диагностирование на комплексе «РОФЭС» позволяет получать картину функционального состояния органов и систем, в том числе и центральной нервной системы и систем ею контролируемых. То есть появляется возможность доклинической диагностики, которая может быть прогностической в случае отсутствия принятия необходимых коррекционных мероприятий. Такой прогностический электрофизиологический паттерн, характеризующий синдром минимальных мозговых дисфункций, диагностируется на комплексе «РОФЭС», он проявляется в повышении электропроводимости на кожных зонах рук, соответствующих в рефлексотерапии меридианам GI, MC, C («Экспресс-диагностика синдрома дезадаптации методом «рофэс®-диагностики»» (методические рекомендации для врачей, психологов и валеологов) Г.В. Талалаева, И.Г. Лаврик, А.И. Корнюхин. 2003) . Получая данную картину специалист может определить риск проявления синдрома ММД на доклинической стадии. Соответственно, в раннем возрасте будет легче осуществлять коррекционные мероприятия по преодолению ММД, о которых пойдёт речь в следующих разделах. Диагностика детей на комплексе «РОФЭС» может осуществляется с 1-3 лет. Длительность процедуры 3-5 минут и может проводиться, практически, каждый день, но рекомендуется осуществлять тестирование на комплексе один раз в три месяца – желательно, раз в сезон. То есть в периоды сезонных колебаний, которые особенно сильно могут влиять на растущий организм ребёнка, когда может проявиться специфический электрофизиологический портрет, соответствующий ММД. Соответственно, оперативные медико-психолого-педагогические мероприятия дадут возможность своевременно нейтролизовать их проявления. Дисфункции головного мозга, обуславливающие проявления синдрома, восстанавливаются, что можно также подтвердить повторной диагностикой на комплексе. Литература: |
|||||||||||||||||||||||||||||||
© 1997-2014 УНПП "Альтаим" |
Все права на использование аббревиатуры «РОФЭС®» защищены Федеральным законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» ст. 46. Использование товарного знака «РОФЭС®» на сайтах в сети интернет может быть только с ссылкой и обязательным переходом на сайт https://rofes.ru. |